А что же было до того, как Магнус принял православие и остался на Валааме (ну, или бежал в Норвегию и утонул на Балтике)? Каким образом он оказался в России? Вот как об этом говорится в различных источниках и литературе:
Новгородская IV-я летопись (По изданию: ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. М., 2000):
"В лЬто 6855. [...] Прислаша Магнушь, король СвЬйскыи, послы черньци к Новугороду, глаголя сице: "пошлите на сьЬзд свои философы, а язъ свои, да говорять о вЬрЬ; оуведаемъ, кая будет лучши: аще будеть вЬра ваша добра, и язъ иду в вашю вЬроу; или паки наша вЬра лучши будеть, и вы поидите в мою вЬроу, и будемь вси за одино; или не поидете в одиначество, хощю паки ити на васъ съ всею силою моею". Владыка же Василеи с Новгородци отвеща Магнушоу королю тако: "аще хощеши увЬдати, которая вЬра лучши, наша ли или ваша, пошли ко патриарху, занеже мы есме прияли отъ Грекъ правовЬрную вЬру, а с тобою не спираемся о вЬрЬ;а котораа обида будеть межи вами и нами, о томъ шлемъ к тебЬ на сьЬздъ".(c. 276-277)
"В лЬто 6856. [...] Послаша Новгородци къ Магнушю Аврама тысячкого, Коузму Твердиславля, и они приехаше во ОрЬховецъ; ОрЬховци же добиша челомъ Авраамоу, чтобы не Ьхалъ от нихъ из городка; и поЬха къ королю Кузма Твердиславль и наЬха его в БерезовЬмъ островЬ, и вся его сила с нимЪ. Он же рече КузмЬ: "обиды ми нЬту с вами ни которои; поидите в мою вЬру; а не поидЬте, иду на васЪ ратью"(с. 277)
"К сожалению, в существующей литературе до сих пор обычно давался лишь пересказ текста русских летописей - единственного источника, рассказывающего о таком начале похода Магнуса; ни один из авторов не сделал попытки исследовать этот вопрос и как-то объяснить столь странное, совершенно небывалое в то время начало большой завоевательной операции. Неужели Магнус и его ближайшее окружение могли всерьёз думать, что они добьются большой политической победы над сильным Новгородским государством только в результате религиозного диспута? Неужели в то время, время резкой вражды католической и православной церквей, можно было всерьёз думать, что католическим богословам удастся убедить православных церковников признать свою религию ошибочной, порочной, удастся уговорить их принять католическое вероучение?"(с. 148)
"...он затеял новый крестовый поход на восток, подстрекаемый к тому высшим духовенством и, в частности, влиятельной настоятельницей монастыря [...] Биргиттой Биргерсдоттер [...]. Король нанял иностранных воинов и двинулся на завоевание невского побережья и всей новгородской Карелии. [...] Новый поход, или, скорее, морская экспедиция, представлялся вместе с тем и как духовная миссия: русские карелы, ижора, водь - финноязычные племена, принявшие православие, считались вероотступниками. Крестовый поход 1348 г. - первая шведско-русская война, освещённая источниками с обеих сторон, но лучше в русских летописях..." (c. 62)